Въ началѣ тридцатыхъ годовъ по Сейму была устроена, такъ называемая, Александринская система искусственнаго водяного сообщеня, получившая назване свое отъ имени Августѣйшей супруги Государя Императора Николая Павловича — Александры O еодоровны. Искусственнымъ же сообщенемъ судовый путь по Сейму былъ названъ потому, что у каждой мельницы на Сеймѣ (а ихъ тогда было немало) были устроены особые шлюзы и деривацонные каналы (16) для прохода еудовъ. Рѣка Сеймъ была приведена въ судоходное состояне на средства, пожертвованныя Курскимъ дворянствомъ. Первая, по теченю рѣки, пристань находилась въ 4 верстахъ отъ города по Харьковской дорогѣ. Движене судовъ но Александринской системѣ было крайне незначителъно и въ 1856 году она была закрыта. Впрочемъ въ 1846 году извѣстный владѣлецъ заводовъ въ Орловской губерни С. И. Мальцевъ пробовалъ завести на Сеймѣ пароходство. Пущенный имъ съ Десны пароходъ Людиново дошелъ до Курской пристани, будучи торжественно, съ колокольнымъ звономъ, встрѣчаемъ въ попутныхъ
Въ 1789 году Курское купечество поднесло правителю губерни А. Н. Зубову массивную табакерку изъ чистаго золота, на крышкѣ которой было выгравировано изображене рѣки съ плывущими по ней судами.
3. Воды. Приближаясь къ Курску по Кевской ж. д. пассажиры переѣзжаютъ мостъ на р. Сеймѣ, 60 саж. длины. Сеймъ въ древности слу-жилъ границей между государствомъ и степью, и на правомъ возвышенномъ берегу его находились древне укрѣпленные города: Курскъ, Льговъ, Рыльскъ, Путивль и др. Въ старину на Сеймѣ было судоходство, начиная отъ Курска. Такъ, напримѣръ, въ 1788 году, впервые были съ Тускари въ Курскѣ спущены на Сеймъ барки курскихъ и льговскихъ купцовъ съ мукой, овсомъ, ветчиною, саломъ и другими товарами. Этотъ спускъ судовъ былъ совершенъ торжественно: на нихъ отслужили напутственный молебенъ; берега Тускари были усѣяны народомъ, въ городѣ звонили въ колокола, при отвалѣ барокъ грохотали пушки. Судоходство съ Кевомъ и Одессою было поддерживаемо и позднѣе.
Красивъ также видъ на Курскъ съ Красной площади. Императрица Екатерина II, будучи въ Курскѣ, велѣла остановить свой экипажъ противъ Херсонской улицы, долго смотрѣла на эту мѣстность и любовалась открывшейся взорамъ картиной. Весьма оригиналенъ видъ Курска съ водопроводной башни, находящейся за Московскими воротами. Отсюда онъ представляется лежащимъ въ глубокой котловинѣ; отсюда-же невооруженнымъ глазомъ можно видѣть Коренную Пустынь.
2. Панорама города. Лучшй видъ Курска — съ лини Кевской ж. д. близъ вокзала. Отсюда Курскъ выглядитъ большимъ и красивымъ городомъ, съ большими зданями, тонущими лѣтомъ въ зелени садовъ, и стройными колокольнями и куполами церквей. Панорама Курска отличается замѣчательными размѣрами: отъ бѣлѣющаго зданя вокзала до мельницы на Сеймѣ линя строенй охватываетъ почти половину горизоита, что, въ средѣ русскихъ городовъ, представляетъ рѣдкое явлене. Въ центрѣ панорамы возвышается величественное здане Знаменскаго собора съ серебристаго цвѣта громаднымъ куполомъ, не особенно много уступаюцимъ по величинѣ куполамъ соборовъ Христа Спасителя въ Москвѣ и Исаакевскаго въ Петербургѣ. Хороши также виды Курска отъ перевоза на рѣкѣ Сеймѣ, по Харьковскому шоссе, съ Богословской площади и видъ части города отъ католической церкви. Отсюда лѣтомъ значительная часть города представляется большой рощей, въ которой разбросаны разныя строеня.
Сильные дожди иногда размываютъ почву покатостей холмовъ и образуютъ рвы и промоины, которые портятъ городскя улицы и спуски, идуще по скатамъ, и иногда угрожаютъ разрушенемъ ближайшимъ домамъ. Такъ, напр. Звонскй ровъ за послѣднее время былъ размытъ настолько значительно, что образовалъ страшно зявшее провалье, которое было засыпано посредствомъ особыхъ деревянныхъ укрѣпленй. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ могучй потокъ дождевой воды отъ лѣтняго ливня перервалъ было цѣлую улицу, ведущую отъ зданя реальнаго училища по спуску къ слободѣ Стрѣлецкой. Пришлось принять неотложныя мѣры къ тому, чтобы засыпать пересѣкшй улицу глубокй ровъ и укрѣпить ея обочину. Вообще въ истори благоустройства Курска спуски въ городѣ занимаютъ видное мѣсто. Сначала намѣстники Курско-Орловскаго намѣстничества, начиная съ А, А. Беклешова, а впослѣдстви губернаторы не мало заботились о приведени въ порядокъ и о возможномъ уменьшени крутизны спусковъ. Въ этомъ отношени много работъ было произведено на дорогѣ, ведущей отъ Московскихъ воротъ въ слободу Ямскую; по улицѣ отъ городского сада, ведущей въ слоб. Стрѣлецкую, отъ зданя духовной консистори къ рѣкѣ Тускари и за Херсонскими воротами. Улучшеня эти произведевы, на средства города, арестантами бывшей Курской арестантской роты*). Надъ спусками по Ямской горѣ и около духовной консистори много поработали бывше въ большомъ числѣ въ Курской арестантской ротѣ польске повстанцы мятежа 1863 — 64 г.г. Улучшене спусковъ и косогоровъ производилось и въ позднѣйшее время, такъ, напр. въ восьмидесятыхъ годахъ выпрямленъ и улучшенъ спускъ внизъ отъ зданя 2-й полицейской части, а въ девяностыхъ — спускъ къ берегу рѣки Тускари, около завода Печке. Всетаки и теперь въ Курскѣ много крутыхъ и неудобныхъ сообщенй между частями города. Сообщене, напримѣръ, Лазаретной улицы съ берегомъ Кура производится по высокой и узкой деревянной лѣстницѣ.
По скату холма къ р. Куру почва даетъ желѣзистую воду. Небольшая часть города, носящая назване Очакова и Кожевной (въ районѣ 3-й полицейской части города) расположена на лѣвомъ берегу Тускари, на низменной, топкой и болотистой мѣстности. Проложенныя на скатахъ холмовъ городскя улицы имѣютъ, во многихъ мѣстахъ, очень крутые подъемы и спуски, такъ что проѣздъ въ городъ почти вездѣ производится въ гору. Особенно крута покатость холмовъ, обращенная къ Тускари. Здѣсь нѣкоторыя улицы представляютъ пересѣченныя поверхноети, а дворы обывательскихъ домовъ расположены на обвалахъ и рытвинахъ. Съ Тускари можно видѣть картину налѣпленныхъ, какъ птичьи гнѣзда, по кручамъ и бѣловатымъ уступамъ строенй. Нѣкоторыя изъ нихъ поставлены на высокихъ столбахъ и — что особенно любопытно — здѣсь есть дворы, поверхность которыхъ представляетъ досчатые полы, укрѣпленные надъ обрывами на подпоркахъ. Чтобы попасть съ улицы въ нѣкоторые дворы, приходится итти по длиннымъ деревяннымъ лѣстницамъ. Отлогости холмовъ носятъ назване горъ, напр. Котова гора, Гнучева, Фелимонова и т. под.
Курскъ находится въ центрѣ самой сильной и обширной на всемъ земномъ шарѣ магнитной аномали, простирающейся на югъ до г. Харькова, на востокъ до Воронежа, на сѣверъ до Москвы и на западъ до Могилева и Кременчуга. Аномаля эта была обстоятельно изслѣдована въ 1896 и 1897 годахъ. Въ Курскѣ, по изслѣдованю магнитныхъ элементовъ, оказалось: склонене +4`6′, наклонене 66`50′; горизонтальное напряжене 1,925 гауссовскихъ единицъ.
III) мѣловая опока, краснюга, самородъ.
II) моллясовый (третичный) песокъ съ жерновникомъ, бѣловатая глина, синюга,
I) наносная земля, известковый туфъ и глина,
1. Мѣстоположенiе города Курска. Курскъ лежитъ подъ 51`44′ сѣверной широты и 51`54′ восточной долготы и расположенъ на двухъ продолговатыхъ холмахъ, находящихся на правомъ берегу рѣки Тускари и раздѣленныхъ узкою, глубокою долиною ручья Кура. Надъ поверхностыо моря Курскъ возвышенъ на 813 футовъ. Эта высота представляется довольно значительной, если принять во внимане, что Москва, напримѣръ, лежитъ только на 550 ф. выше уровня моря, Орелъ на 526 ф. и Харьковъ на 316 ф. т. е. на 500 ф. ниже Курска. Геологическй разрѣзъ Курскихъ холмовъ представляется приблизительно въ слѣдующемъ видѣ:
Опубликовано автором
Навигация по записям
Архив за месяц: Ноябрь 2012
Ещё один сайт на WordPress
Ноябрь | 2012 | 123 | Страница 12
Комментариев нет:
Отправить комментарий